Урок по окружающему миру

 Тема: "Наше питание"

Алистратова Н.В.

учитель начальных классов

2 класс

 

 

 

Цель: закрепить у детей знания о законах здорового питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.

В связи с тем, что материал, предложенный на урок довольно объёмный и интересный, целесообразно использовать проектный метод обучения.

Учащимся был предложен проект «Наше питание», основополагающий вопрос которого: «Для чего нужно правильно питаться?». Цели проекта: закрепить у детей знания о законах здорового питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.

Во время работы над проектом учащиеся были разделены на 3 группы.

1 группа – получила задание подобрать материал о питательных веществах: название веществ, значение для организма, в каких продуктах содержатся.

2 группа – получила задание изучить этикетки на упаковках от различных продуктов питания, сравнить данные о содержании питательных веществ в разных продуктах.

3 группа – получила задание подобрать материал о белках, жирах, углеводах, витаминах.

Благодаря проектному методу дети самостоятельно начинают поиск познавательной литературы, информации, не только в книгах, но и с помощью информационных технологий.

Итогом этой работы явилась презентация «Как правильно питаться». Эта работа использовалась на уроке, который обобщил работу всех групп учащихся.

 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- В течение многих веков человечество искало ответ на вопрос, что такое жизнь. Живем мы с вами, не задумываясь над тем, как мы устроены. Ты человек. Мальчик или девочка. Твое тело слушается тебя, но, в то время как ты сидишь или бежишь, в организме происходит сложная работа.

- Организм человека состоит из частей – органов.

- Приведите примеры органов человека (Глаза, сердце, лёгкие, желудок – вот примеры органов)

- Какую работу выполняют названные тобой органы? (Каждый орган имеет определенное строение и выполняет определенную работу. Например, с помощью глаз человек видит все вокруг. Глаза – орган зрения. С помощью легких человек дышит. Легкие – орган дыхания)

- Какой орган защищает наше тело от жары, холода, повреждений? (Кожа)

- Для чего человеку скелет? (Обеспечивает опору и движение организма)

- Что приводит скелет человека в движение? (Мышцы)

- А вы знаете, сколько мышц в организме человека? (В теле человека 650 мышц)

- А сколько из них используется при ходьбе? (200)

Вариант 1.

Какое значение для организма имеет кожа? Отметь правильные ответы.

Вариант 2.

Какое значение для организма имеет скелет? Отметь правильный ответ.

Вывод: каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека. Это необходимо для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье.

III. Обсуждение ситуации.

- Что произойдет, если по какой – либо причине человек долгое время не будет есть?

Учащиеся высказывают свое мнение по заданной проблеме.

IV. Постановка учебной задачи.

- Для чего вообще нужно есть?

- Что человек ест?

- Как вы догадались, на уроке речь пойдет о нашем питании. Таким образом, тема урока так и звучит «Наше питание».

V. Выдвижение гипотез и актуализация знаний.

- С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества.

- Какие же это вещества? (выступают учащиеся 1 группы)

- С помощью учебника заполните таблицу в рабочей тетради.

Питательные вещества.

Названия веществ

Значение для организма

В каких продуктах содержится

Белки

Служат основным «строительным материалом» для тела человека.

Творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.

Жиры

Обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела.

Сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.

Углеводы

Главный поставщик энергии для тела.

Сахар, крахмал, хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.

Витамины

Для сохранения и укрепления здоровья.

Овощи и фрукты.

Сообщение учеников 3 группы «Об экспедиции Г. Седова».

- Особое внимание хочу уделить значению витаминов в жизни человека. В качестве примера приведу трагическую судьбу экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. В течение длительного времени участники экспедиции питались солониной, консервами, сухарями, сахаром. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели – появилась сильная слабость, зубы стали выпадать, пропал аппетит. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли от авитаминоза. Те участники, которым удалось вернуться, как только начали питаться свежим мясом, овощами, фруктами, быстро поправились.

Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу.

Витамин А – способствует росту клеток и влияет на остроту зрения.

Витамины группы В – улучшают большинство обменных процессов в организме.

Витамин С – участвует в выработке и расходе энергии и повышает сопротивляемость организма к заболеваниям.

Витамины А,D,E – помогают в усвоении пищи.

Витамин К – влияет на свертываемость крови.

Витамин РР – нужен для работы нервной системы и кишечника.

Вывод: витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в овощах и фруктах.

VI. Физминутка.

VII. Открытие новых знаний.

а) Практическая работа.

Заполнение таблицы на доске и в тетрадях. Работа проводится под руководством 2 группы.

Продукты

Пищевая ценность (содержание в 100 г)

белки

жиры

углеводы

витамины

Рыба

21г

-

В12

Зеленый горошек

2.4г

-

А

Творожный сырок

9.1г

22,8г

31,6г

В2

Морская капуста (салат)

10г

А

Шоколад

4,2г

34,9г

52,2г

 

Вафли

8,2г

28,5г

57,2г

 

Вывод: - Какие питательные вещества человек получает с пищей.

- В каких из этих продуктов самое высокое содержание : а) белков, б) жиров, в) углеводов?

Обведите соответствующее число в таблице.

б) Рассказ учителя «Пищеварительная система».

- Представьте, что вы съели яблоко или печенье. Что произойдет с ним в вашем организме?

- Изменение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система.

- Как же она устроена и работает?

Рассматривание таблицы «Пищеварительная система».

- Из каких органов состоит пищеварительная система?

- Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?

Работа в тетради с. 63 №4

в) чтение статьи «Как правильно питаться» учащимися.

- Что нового узнали о том, как правильно питаться?

VIII. Остановка «Веселые поварята».

Поварята: - Для любого человека важно соблюдать правила поведения за столом. Напомним их вам:

1.     Сиди за столом прямо, не облокачивайся на него.

2.     Ешь с закрытым ртом, не чавкай.

3.     Когда ешь только вилкой, держи её в правой руке. Если пользуешься вилкой и ножом, держи вилку в левой, а нож в правой руке.

4.     Не подноси пищу ко рту на ноже – это некрасиво и опасно.

5.     Мясные и рыбные кости, косточки от фруктов клади на отдельную тарелку или на край своей тарелки.

6.     Следи, чтобы остатки еды, крошки хлеба, не падали на стол, на пол.

7.     Не читай во время еды и не смотри телевизор. Это отвлекает внимание, пища хуже пережевывается и не так хорошо усваивается организмом.

8.     Перед едой вымой руки, после еды прополощи рот.

IX. Обобщение материала урока.

- Прочитайте пословицу на доске.

Ешь правильно – и лекарство не надобно.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы.

Просмотр презентации учащихся. <Приложение 1>

- С пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Чтобы быть здоровым, очень важно правильно питаться.

X. Домашнее задание.

Запомните, как правильно питаться. Выполняйте эти правила.